Транспортная война: в Архангельской области победу одерживают нелегалы2 марта в редакцию обратился руководитель Новодвинского АТП — ООО «Новодвинские перевозки» Андрей Стрельцов. Уже долгое время он в одиночку борется с беспределом нелегальных перевозчиков. Чтобы передать полную картину происходящего, мы публикуем его рассказ без купюр и сокращений:
— В Архангельске идет широко разрекламированная операция «Автобус», целью которой является освободить город от засилья «нелегалов». Призваны огромные силы милиции, транспортной инспекции, налоговики… Понятно, что если не освободить город от табунов ПАЗиков, то программа по созданию МУПа с большими автобусами потерпит полное фиаско: низкая выручка, налоги, общехозяйственные расходы, ремонт и т.д. не позволят конкурировать с нелегалами, не имеющими таких затрат.

Вся проблема, на мой взгляд, в том, что МУПы изначально не нацелены на получение доходов — они т.н. «планово-убыточные». Вдобавок изначально ситуация была упущена властями — еще при г-не Балакшине и.др. «мэрах», закрывавших глаза на «раздербанивание» АПАП-1. А потом уже раздобревшие на первоначальных сверхприбылях владельцы ПАЗиков обзавелись своим влиятельным лобби — депутаты (Вячеслав Широкий), начальник управления транспорта (Артем Перевертайло) и др. И никто уже не смел рыпаться в попытках навести элементарный порядок до прихода нового губернатора и программы по созданию нового АПАП…

Сейчас говорятся громкие слова первых лиц губернии о наведении порядка, о безопасности пассажиров, предпринимаются определенные усилия, но переломить ситуацию ой как проблематично. И все разговоры о несовершенстве законодательства в отношении транспортных «стервятников» — всего лишь «отмазки». Как минимум два города на моем личном опыте, где властям удалось взять под свой контроль транспортное обслуживание — Мурманск и Ярославль. Чуть похуже в данное время дело обстоит в Северодвинске…

Вообще вызывает недоумение беззубость властей в наведении хотя бы элементарного порядка в том транспортном беспределе, который творится на улицах Архангельска. Кто из руководителей предприятий, предпринимателей не знает, как власть может закошмарить любого неугодного ей — да устанешь отмахиваться от проверяющих, проще прикрыть бизнес, чем бодаться с милицией, налоговой, экологами, пожарниками, прокуратурой, транспортной инспекцией и т.д. Но опять, как упоминалось ранее — в этом должен быть чей-то корыстный интерес.

Но есть одна частная фирма, которая на протяжении 9-ти лет ведет борьбу (пусть и без особых побед) с партизанщиной в сфере перевозок пассажиров. Это новодвинское АТП — ООО «Новодвинские перевозки». Предприятие, которое было создано в 2001 году на месте разорившегося «Новодвинского АТП». Но в отличие от подавляющего большинства аналогичных ООО-шек, главной целью которых было как можно быстрее спустить доставшееся в наследство имущество и инфраструктуру, а после по тихой воде слинять — данная фирма решила заняться автоперевозками всерьез и надолго. С тех пор это, практически первое, частное предприятие в области, которое выполняет те же функции, что и любое муниципальное АТП: возит льготников с 2002 года, заключает договора сначала с горадминистрацией, потом обладминистрацией на перевозки пассажиров, выполняет различные, добровольно принятые на себя, функции по просьбе городских и областных властей по поддержке пенсионеров и различных социально незащищенных слоев населения и т.д. (в категорию «социально-незащищенных» даже попало ГОВД Новодвинска, работники которого, по просьбе его прежнего руководства ездили бесплатно аж 3 года. Правда, за это «…гарантировали об оказании помощи по охране общественного порядка в пассажирском транспорте…» Т.е. если бы не бесплатный проезд, то извиняйте — не будем «гарантировать»…) Ну да о помощи милиции еще будет речь…

Т.е. автобусы, кстати, большой вместимости и достаточно комфортабельные (ВОЛЬВО, МАН, ИКАРУС…) перевозят в год около 2 млн.человек, большую часть которых составляют различные категории льготников. Предприятие за свой счет предоставляет скидку студентам на проезд до Архангельска, подписывает договора о социальном партнерстве с властями, платит миллионы рублей в год налогов, дает работу более 100 жителям города Новодвинска и регулярно обновляет подвижной состав (за 9 лет куплено около 50 больших автобусов)… Вроде бы радоваться и кивать головой на положительный опыт государственно-частного партнерства и социально-ориентированный бизнес… Но есть одна огромная загвоздка — «НЕЛЕГАЛЫ».

В 2002 году на маршруте Новодвинск-Архангельск работало около 30 «ГАЗЕЛЕЙ», принадлежащих 8 предпринимателям, большинство из которых были сами старыми шоферами, сбежавшими от безденежья в муниципальных гаражах. Уже тогда руководство «Новодвинских перевозок» неоднократно выходило на мэрию, отдел ЖКХ, местный ГИБДД, на самих «нелегалов» с предложением упорядочить движение автобусов, привести в порядок расписание, чтобы микроавтобусы и большие автобусы дополняли друг друга на линии. Чтобы был хотя бы какой-то контроль за безопасностью. Много было писем исписано в различные контролирующие инстанции. Везде чиновники разводили руками — нет возможности навести порядок, несовершенство законодательства не позволяет приструнить самовольщиков-газелистов.

Дважды в день — перед выходом на линию и по возвращении — водители в ООО «Новодвинские перевозки» проходят медконтроль, 1 раз — в год полный медосмотр. Выход техники на линию предваряется техническим контролем. Соблюдение режима труда и отдыха водителей тщательно соблюдается.

Неоднократно за год вся деятельность предприятия придирчиво и самым тщательным образом проверяется огромной армией различных контролирующих органов, на предмет соответствия предоставляемых услуг.

Кто контролирует все это у нелегальных перевозчиков

Неоднократно всплывали случаи, что бланки медосмотров покупались оптом на месяц вперед у нерадивых врачей. Техосмотр перед выездом ставился на недели вперед за бутылку у механика в автогараже… За рулем, без всякого водительского опыта, неоднократно оказывалась молодежь, получившая вчера права… А сзади сидит 13-15 пассажиров, а надо еще успеть занять очередь на погрузку на конечной… А водитель за рулем по 12 часов, да каждый день. Да еще надо заплатить «крыше» ежедневную мзду. Да отработать долги за покупку машины… Вот и сдают нервишки у пацанов, вот и начинаются гонки по трассе… а что — ГАЗЕЛЬ достаточно резвая машинка — 110 км даст легко… а пассажиры за спиной? а потерпят 20 минут, пощекочут нервишки — зато быстро доедут… Такая вот лирика…

В 2009 году на 144-м маршруте уже работало более 80 микроавтобусов (из которых только 3 имели договора с областным департаментом транспорта) , да еще с десяток разбрелось по соседним маршрутам — в самом городе, на дачи, в Турдеево. Разумеется, без всяких договоров и документов… На морском-речном вокзале сутки напролет стоит целый табун ГАЗЕЛей. За очередностью на загрузку строго следят новодвинские «смотрящие». Купить машину и встать на линию просто так не получится — надо просить разрешение у братков, да заплатить вступительный взнос — 150 тыс.рубликов…

И тут ситуация накалилась до предела.

«Новодвинские перевозки» к этому времени уже встали достаточно уверенно на ноги — обзавелись почти новыми и шикарными иностранными автобусами, увеличили расписание движения, начали реализацию проездных билетов со скидкой для пенсионеров по договоренности с мэрией Новодвинска и Министерством транспорта области.

В ответ, уже не власть, а нелегалы объявили войну легальному перевозчику. Согласованными действиями они стали не давать автобусам подходить на остановки общественного транспорта. Одна маршрутка включает аварийку перед остановкой, другая занимает остановку, и большой автобус уже не в состоянии подойти под посадку пассажиров. Другой распространенной методикой на выживание является следующее — одна ГАЗЕЛь нарочито медленно едет перед автобусом, намеренно не давая себя обогнать, а в это время 2 или 3 быстро уходят вперед и забирают пассажиров, которые ждут автобус по расписанию. Особо принципиальным и ответственным водителям «Новодвинских перевозок» сначала «по-хорошему» советуют не сильно рьяно выдерживать график, не подъезжать под посадку на конечной заблаговременно, и вообще попрохладней исполнять свои обязанности. Если не помогают, тогда уже переходят к угрозам — по телефону домой, или подойдут на остановке молодые люди… На официальные письма руководства автопредприятия с просьбой принять меры по защите работников — городское милицейское начальство дает поразительно душевный ответ: — нет состава преступления, т.к. «…неустановленные лица реальных действий для осуществления своих угроз не предпринимали, угроза расправы была выражена в СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ…»!!! Н-да…надо понимать — вот когда убьют или покалечат, тогда милости просим к нам…

Глядя на весь этот творящийся беспредел, у многих работников автопредприятия опускаются руки — «…руководители предприятия ничего поделать с творящимся беспределом не могут, а от милиции и власти нет никакой помощи». Да и какая помощь, когда уже печально известный по случаю с автобусом для детей-инвалидов инспектор ГИБДД приезжает на конечную остановку автобусов и, проходя мимо нестройных рядов маршруток, не имеющих договоров на перевозки, начинает дотошно и «тщательнее» мурыжить новенький импортный автобус на предмет — «к чему бы прицепится?» — под веселые взгляды водителей маршруток… Такие вот умонастроения.

Четыре дня назад нелегалы решились на очередной шаг с целью заставить «Новодвинские перевозки» отказаться от продажи пенсионерам льготных проездных билетов, т.к. усмотрели в этом угрозу своим возросшим аппетитам — согласованными действиями ввели демпинговую цену на проезд, уронив ее на 10 рублей. При этом руководству автопредприятия был выставлен ультиматум — «либо вы прекращаете продажу льготных билетов, либо мы вас разорим ценой!»

И прошу обратить внимание, что все это происходит не в какой-то банановой республике, и это не мафиозные разборки между двумя преступными кланами, а между официально работающим и прозрачным для контролирующих органов предприятием, выполняющим социально-ориентированную деятельность и не подотчетным никому (кроме криминального элемента) сообществом нелегальных перевозчиков. И при этом руководство ООО «Новодвинские перевозки» буквально кричит о создавшейся ситуации, обращается за помощью в наведении порядка в пассажирских перевозках во все властные структуры всевозможных уровней. Вызывает только горечь и недоумение, когда люди, облеченные немалой властью, те, кто по роду своей деятельности обязан державой блюсти порядок, разводят руками и начинают расписываться в своем бессилии что-либо изменить…

Добавить комментарий