kachkaКачкой судна называется колебательные движения судна, вызываемые действием внешних сил, волнением, ветрами и прочими. Боковая, или бортовая качка судна — поперечное колебательное движение судна с борта на борт относительно продольной, горизонтальной оси. Килевая качка судна — продольное колебание вокруг поперечной горизонтальной оси. К качке судна относятся также вертикальные колебании всего судна. Обычно все эти виды качки судна происходят одновременно.

Стремительность и порывистость качки судна вызываются возвышенным положением метацентра и незначительностью момента инерции судна относительно данной оси. Размахом судна при качке называется переход его из одного в другое крайнее положение. Судно делает при бортовой качке от 5 до 15 размахов в минуту, при килевой — от 1 до 4. Периодом качки называется время, затрачиваемое судном на два соседних размаха.

Качка судна неизбежно обуславливает появление ряда вредных последствий, как-то: болезненное физиологическое состояние людей (морская болезнь), появление значительных напряжений в разных элементов корпуса судна вследствие возникающих сил инерции, расстройство работы некоторых судовых установок вследствие динамических явлений, ухудшений меткости стрельбы для военных судов, уменьшение скорости хода и другие.

С применением успокоителей качки судна вредные последствия ее значительно ослабляются Прокат гидроциклов. Наиболее распространенными для успокоения боковой качки являются:

а) боковые кили;
б) водяные цистерны;
в) гироскопические стабилизаторы.

Боковые кили — это наиболее простое устройство для успокоения качки судна и представляют из себя укрепленные на наружной обшивке судна полосы, длиной от 1/3 до 1/2 длины корпуса, и расположенные обычно у скулы по обоим бортам судна. Высота их достигает 0,3 — 1 метра в зависимости от величины судов.

Увеличение сопротивлению качаниям судна под воздействием забортной воды, боковые кили способствуют уменьшению размахов качки и некоторому увеличению ее периода. Опыты показали, что уменьшение размахов качки при установке боковых килей достигает в некоторых случаях 40% и более, причем наиболее эффективное действие их наблюдается у судов, имеющих стремительную качку. Недостатки боковых килей — увеличение сопротивления воды ходу судна и чувствительность их к поломкам.

Комментарии закрыты